Совместное заседание на тему автоматизации проектирования электроники

24 октября в Рособоронэкспорте прошло заседание на тему «Автоматизация проектирования и производства электронных систем. Текущая ситуация, планы использования и развития eCAD».

Председатель Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности, член бюро ЦС, заместитель генерального директора по НИОКР бортового оборудования – генеральный конструктор АО «КРЭТ» Гиви Джанджгава в своем вступительном слове отметил: «Одной из важнейших тем для обсуждения традиционно для нас является вопрос импортозмащения. К сожалению, в нашей сфере к полной замене отечественным оборудованием импортного мы придем не сразу, и поэтому крайне важно выносить на обсуждение, делиться опытом, проблемами для достижения поставленной цели как можно быстрее. Говоря о развитии направления приборостроения, должен отметить, что процесс идет довольно активно. Например, в авиационной сфере сейчас происходит мощный процесс перевода всей документации разработчиков в цифровой формат. Более того, особенно важным становится расширение взаимосвязи при проектировании техники различного назначения».

Ответственный секретарь Комитета по ИКТ Александр Петров подчеркнул, что на сегодняшний день ситуация в области систем автоматизированного проектирования (САПР) электроники и приборостроения (eCAD) выглядит намного хуже, чем в САПР машиностроении, где отечественные разработчики занимают до 30% рынка. Тем не менее во многих областях промышленности, включая радиоэлектронику, создание конкурентоспособной продукции без применения eCAD становится невозможным, именно поэтому целью данного совместного заседания является оценка использования eCAD на сегодняшний день и выработка рекомендаций для предприятий-пользователей ПО и их разработчиков.

Председатель координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры ЭКБ и продукции машиностроения Арсений Брыкин также отметил, что сегодня процесс перехода к полностью отечественной продукции не возможен без стыковки опытно-компонентной базы. Более того, в своем выступлении спикер поделился опытом «Росэлектроники» в унификации средств проектирования и рассказал об общих принципах реализации проекта, в которые входят следующие этапы: исследование маршрута проектирования и направлений использования средств САПР, проработка технических, организационных, финансовых решений по результатам исследования с привлечением контрагентов, разработка конкретного проекта с привлечением контрагентов, пусконаладочные работы, обучение широкого круга специалистов и, как результат, эксплуатация. В рамках процессов импортозамещения в «Росэлектронике» запланированы пилотные зоны для тестирования различных  eCAD, в том числе отечественных разработчиков.

В докладах промышленных предприятий и учебных заведений прозвучал опыт использования как зарубежных решений, так и отечественных. Хоть и немногочисленные, но существующие на рынке отечественные решения eCAD обладают схожими с зарубежными разработчиками фунциональными возможностями. Кроме этого использование российских средств проектирования позволяет снять технологическую зависимость от политического режима иностранных государств, а также с учетом сертификации во ФСТЭК, гарантировать отсутствие недеклариованных возможностей в ПО. Также в ходе заседания были затронуты острые темы, интересующие предприятия, для которых САПР электроники – основной инструмент в работе. В результате были сформированы рекомендации отечественным предприятиям по использованию того или иного ПО в части САПР электроники, а также рекомендации разработчикам инженерного программного обеспечения в плане улучшения разрабатываемых ими программ. Чрезвычайно важным является также вопрос имитационного и схемотехнического моделирования для электронных устройств – тепловые расчеты электронных компонентов, установленных на плате, расчет электромагнитных полей и т. д. Для обсуждения этих вопросов запланировано еще одно совещание объединенных комитетов.

Напомним, что Союз машиностроителей России, председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.