Комитет по тяжелому машиностроению СоюзМаш России в обновленном составе определил вектор развития отрасли

Гендиректор ОАО ОМЗ Михаил Смирнов назначен председателем Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России. Его заместителями единогласно были избраны гендиректор «Электростальского завода тяжелого машиностроения» Владимир Зарудный и директор по специальным проектам ОАО «ОМЗ» Виктор Лебедь.

Базовыми направлениями работы Комитета Михаил Смирнов предложил определить импортозамещение, экспорт и инновации. По его мнению, именно они станут основой будущего развития отрасли, которое возможно в том числе, благодаря кооперации участников рынка в рамках и под эгидой Комитета по тяжелому машиностроению СоюзМаш России.

 «Мы открыты для того, чтобы поддержать идеи совместного участия в процессе создания новых продуктов. Мы будем рады вовлечь предприятия в кооперацию для того, чтобы быстрее вывести качественный продукт на рынок», – заявил Михаил Смирнов.

Главная задача, которую ставит перед собой Комитет, заключается в консолидации участников отрасли с целью реализации планов по импортозамещению в угольной промышленности, горно-металлургическом комплексе, а также в проработке возможностей импортозамещения в нефтегазовом комплексе. Кроме того, профессиональное сообщество займется расширением взаимодействия научно-исследовательских и государственных институтов, а также исследовательских, инжиниринговых и производственных ресурсов предприятий отрасли и совершенствованием норм и процедур технического и таможенного регулирования.

«Сегодня облика тяжелого машиностроения не существует. Голос тяжелого машиностроения на федеральном уровне не слышен. Без широкого участия общественных организаций, представляющих отрасль, в первую очередь Союза машиностроителей России, движения мы не увидим. Комитет должен быть погружен в дела отрасли, держать руку на пульсе и системно формировать стратегию развития отрасли. Это, по сути, вершина пирамиды, которая должна состоять из инвестиционных проектов предприятий, в которые зашиты государственно значимые разработки новых видов продукции и модернизация производственных мощностей», – заявил Советник Министра промышленности и торговли, член Комитета по тяжелому машиностроению СоюзМаш России Виктор Семенов.

Участники совещания выразили озабоченность низкой рентабельностью производства, а также высокими сроками изготовления продукции, которые приводят к невозможности конкурировать с зарубежными аналогами. Выход из этой ситуации: повышение эффективности управления предприятиями, борьба с издержками, понижение себестоимости. Эти вопросы также предстоит сдвинуть с мертвой точки членам Комитета.

Михаил Смирнов отметил, что кризис тяжелого машиностроения в мире начался еще в 2013 году, когда загрузка крупнейших центров мировой промышленности – Южная Корея, Китай, Западная Европа – не превышала 60 %. Это стало причиной, по которой «монстры» тяжелого машиностроения стали гораздо жёстче отстаивать свои интересы на российском рынке и демпинговать. Смирнов констатировал, что большинство компаний отечественного тяжелого машиностроения присутствуют только на российском рынке, что также имеет не самые оптимистичные перспективы. Дело в том, что стабильный спрос в этой отрасли, который отмечался с 2005 по 2013-2014 годы, обеспечивали металлургическая и нефтегазовая отрасли, которые в этот период осуществляли плановые модернизации производств. Сегодня это спрос себя практически исчерпал, и емкость рынка ограничивается проектами по увеличению мощностей предприятий. Это другой источник спроса, который уязвим, ввиду того, что подобные проекты, как правило, финансировались за счет дешевых импортных кредитов, доступ к которым сегодня ограничен.

Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, объединяет профессиональное сообщество машиностроительной отрасли. Первый вице-президент Союза Владимир Гутенев отмечает, что общественная организация ведет активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей и продвижению продукции отечественной промышленности.