Владимир Гутенев о государственно-частном партнерстве

Государственной Думой 30 июня 2015 года принят во втором чтении законопроект «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (старое наименование – «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»).

В этой связи Первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отметил: «Необходимость принятия закона, регулирующего вопросы государственно-частного партнерства (ГЧП), назрела очень давно. В последние годы во всем мире к реализации социально значимых проектов, направленных на развитие инфраструктуры, транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма привлекается частный бизнес. В современном понимании ГЧП – это альянс между государством и бизнесом в целях реализации масштабных и локальных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. Это особенно актуально в условиях бюджетных ограничений, когда отсутствует возможность осуществить финансирование всей необходимой публичной инфраструктуры исключительно за счет бюджетных средств. По сути, государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности».

Депутат рассказал, что закон призван регулировать отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном партнерстве, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве. Сегодня нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа его механизмов, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования. Неслучайно проведенный анализ показал, что опыт работы с проектами ГЧП имеется в 68 регионах страны, где есть региональное законодательство по данному вопросу. В 17 субъектах нет местной нормативной базы и нет проектов даже на стадии инициирования. Новый закон федерального уровня существенно расширит эти возможности.

В заключение Владимир Гутенев сказал: «Понимая значение этого законопроекта, к работе над ним парламентарии подошли с особым вниманием. Только мной в соавторстве было подготовлено 17 значимых поправок, которые приняты. Убежден, что после принятия закон будет способствовать привлечению в экономику России частных инвестиций и повышению качества и доступности предоставляемых населению услуг и товаров населению».