Перспективы высокоскоростного амфибийного транспорта

Министерство обороны России занимается вопросами создания экранопланов и ставит перед разработчиками цель создать платформу с определенной грузоподъемностью. Об этом стало известно на совместном заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности по развитию предприятий ОПК и Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Лиги содействия оборонным предприятиям, которое прошло в рамках МАКС-2015 под председательством Первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева.

В обсуждении участвовали представители Морской коллегии РФ, Минпромторга России, Минтранса России, МЧС России, ВМФ России, Коллегия ВПК РФ, ОАО «ОАК», ОАО «ОСК», предприятий, НИИ, вузов, организаций авиа- и судостроения, Комитета по авиационной промышленности и Комитета по судостроению и морской технике Союза машиностроителей России.

Открывая заседание, Гутенев напомнил, что поставленная Президентом России задача – создать «умную» экономику – определяет необходимость реализации национальных приоритетов научно-технологического развития и утверждения перечня критических технологий. В соответствии с Указом Президента определены 8 приоритетных направлений науки, технологии и техники в РФ и 27 критических технологий развития. К седьмому приоритетному направлению науки, технологии и техники отнесены «транспортные и космические системы». К 23-й критической технологии развития – технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новым видом транспорта. «Этим направлениям и критическим технологиям развития в настоящее время как никогда соответствует высокоскоростной амфибийный транспорт, который является прорывным, инновационным, научно-технологическим направлением развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в области высокоскоростного транспорта РФ и требует скорейшего внедрения в экономику России и законодательного закрепления в нормативных актах видов транспорта страны», – считает парламентарий.

«Существующие традиционные виды транспортных средств и, как следствие, традиционные виды транспорта – наземный, воздушный, водный – в настоящее время достигли практического предела своего технического развития и становятся в определенной степени тормозом развития экономики. В сравнении с традиционными видами транспорта – высокоскоростной амфибийный транспорт является высокоэффективным прорывным видом транспорта, сочетающим в себе возможность внедрения последних достижений науки и техники», – отметил в своем выступлении первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор ООО «Небо+Море» Александр Коробкин.

Представители морской авиации ВМФ России подчеркнули, что уже к 2020 году надеются получить платформу с грузоподъемностью до 240-300 тонн полезной нагрузки и выразили уверенность, что экранопланы с малой грузподъемностью – 10-20 тонн – не нужны, поскольку они будут проигрывать вертолетам. Военные отметили, что эксплуатация экранопланов связана с определенными рисками, поскольку они действуют на границе двух сред – воздуха и воды. По их словам, одна из главных проблем, сдерживающих разработку подобных машин, отсутствие надлежащей юридической базы. Поэтому они предложили в первую очередь собрать воедино морской и речной регистры, а также воздушный кодекс. В ВМФ приняли концепцию создания экраноплана по модульной схеме, что подразумевает его многофункциональность. То есть, он будет использоваться как ударное и транспортное средство. Для эксплуатации экранопланов понадобится и система базирования. Предполагается, что перспективный экраноплан будет садиться как на взлетно-посадочную полосу, так и на воду.

В ходе обсуждения участники сошлись во мнении, что развитие и функционирование экранопланов требует создания направления промышленности и транспорта в виде научно-производственного транспортного комплекса высокоскоростных амфибий как одной из наиболее прогрессивных форм интеграции науки с производством. Участники заседания приняли решение обратиться к Правительству РФ с предложением создать соответствующий орган управления по направлению промышленности и транспорта по высокоскоростному амфибийному транспорту, а Министерству транспорта РФ – открыть НИР по законодательному закреплению созданного в РФ высокоскоростного амфибийного вида транспорта – разработке Кодекса высокоскоростного амфибийного вида транспорта.