В СоюзМаш России обсудили развитие пассажирского речного транспорта

Очередное заседание Комитета по судостроительной промышленности и морской технике СоюзМаш России состоялось под председательством главы ОСК Алексея Рахманова и при участии Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева. Ключевым вопросом повестки стала тема развития пассажирского речного транспорта.

VI заседание комитета Союза машиностроителей России по судостроительной промышленности и морской технике прошло в необычном формате. Поскольку основной темой обсуждения стало создание и развитие пассажирского речного флота, местом проведения мероприятия было выбрано колесное судно «Колесовъ», принадлежащие группе компаний «ГАМА». В течение заседания теплоход с членами комитета на борту совершил небольшой круиз по Москве-реке, на практике продемонстрировав ходовые качества и маневренность.

Открывая заседание, президент ОСК Алексей Рахманов подчеркнул, что обсуждения вопросов  судостроительной отрасли под эгидой СоюзМаш уже привели к позитивным изменениям, и необходимо держать темп. Он предложил членам комитета рассмотреть ряд тем по развитию водного пассажирского транспорта, являющихся продолжением повестки прошедшего в августе этого года заседания президиума Госсовета Российской Федерации. «Конечно, – подчеркнул Алексей Рахманов, – хотелось бы в ваших выступлениях увидеть, какое развитие могут иметь решения, принятые в августе».

Первый вице-президент СоюзМаш России, только что переизбранный депутатом Госдумы нового VII созыва, Владимир Гутенев поздравил собравшихся с Днем машиностроителя. По его словам, СоюзМаш как мощное отраслевое движение смог добиться многого, в том числе Владимир Гутенев привел пример инициатив по совершенствованию закона по гособоронзаказу.  Он отметил, что ОСК ведет большую работу в рамках союза в целом и на направлении деятельности профильного комитета в частности.

«Низкая рентабельность судоходного бизнеса - около 5 процентов – и высокая стоимость постройки судов обусловливают длительные сроки окупаемости инвестиций в строительство пассажирского флота, порядка 25 лет. Поэтому борьба приемлемую процентную ставку на банковские кредиты становится одним из приоритетных факторов, необходимых для развития пассажирского судостроения. В то же  время без развития инфраструктуры для пассажирского речного транспорта, модернизации причалов и портов сложно рассчитывать на успех – какие бы суда мы не строили», - отметил Первый вице-президент СоюзМаш России, депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев.

Первым с тематическим докладом выступил директор Департамента маркетинга и продаж ОСК Дмитрий Пряхин. Он рассказал в целом об особенностях строительства пассажирского флота и подробно остановился на проблеме уменьшения протяженности внутренних водных путей и необходимости расширения их сети. Кроме того, Дмитрий Пряхин рассказал о ходе реализации лизинговой программы ОСК и о преимуществах эксплуатации пассажирских судов нового поколения, строящихся на верфях ОСК. Одним из важнейших условий развития пассажирских перевозок он назвал разработку госпрограммы, которая предусматривала бы механизм субсидирования перевозок внутренним водным транспортом по социально значимым маршрутам.

Генеральный  директор санкт-петербургского «Морского инженерного бюро-СПб» Геннадий Егоров посвятил выступление пассажирским судам смешанного река-море плавания, сделав акцент на новых проектах круизных судов. Он рассказал о специфике нынешних круизных маршрутов, а также об опыте создания судов PV300 (заложен на астраханской верфи ОСК) , PV08 и особенностях прототипа PV09.

Генеральный директор ГК «ГАМА» Дмитрий Галкин сделал доклад на тему: «Колесные суда – инновационное решение в круизном судостроении». По его словам, опыт «ГАМЫ», построившей и эксплуатирующей три колесных судна, демонстрирует целый ряд преимуществ такого вида водного транспорта: экономичность и экологичность, простота и надежность конструкции, высокая управляемость и маневренность, а также небольшой срок окупаемости.

Далее разговор пошел о скоростных судах. Заместитель  директора – главного конструктора КБ «Агат дизайн бюро»  Андрей Сорокин выступил с докладом о проектах скоростных пассажирских судов, над которыми работает его предприятие. В том числе и о судне А45-2, построенного входящим в ОСК Хабаровским судостроительным заводом, на борт которого во время проведения недавнего Восточного экономического форума поднимался президент Владимир Путин.

Заместитель генерального директора АО «ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева» Сергей Королев подробно остановился на предпосылках развития скоростного пассажирского флота. Среди них он выделил низкую рентабельность авиаперевозок на расстоянии менее 300 км, критическую нагрузку на основные автомагистрали, необходимость скоростных перевозок групп экскурсионного и рекреационного туризма. Среди его предложений по развитию водного транспорта такого типа стали  разработка государственной программы по созданию легких дизельных двигателей и поддержка перевозчиков на скоростном водном транспорте как на туристических, так и на внутригородских и пригородных маршрутах в крупных городах.

Начальник управления маркетинга Средне-Невского судостроительного завода Екатерина Ларионова познакомила участников заседания с проектом строительства скоростного пассажирского катамарана (проект 23290), реализуемого СНСЗ в настоящий момент. Отличительной особенностью судна является изготовление его корпуса из композитных материалов. Как отметила Екатерина Ларионова, это приводит к уменьшению массы судна, снижает эксплуатационные расходы, до нуля уменьшает риск коррозии и оставляет заказчику полную свободу в выборе дизайна корпуса.

Комментируя выступления докладчиков, заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов акцентировал внимание членов комитета на важности применения положений 719 постановления Правительства Российской Федерации (регламентирующего какая продукция может считаться произведенной на территории России) в их повседневной работе. Он призвал ориентироваться не только на отечественных проектантов и производителей материалов корпуса, но и работать с отечественными предприятиями-производителями пропульсивных и движительных систем.

В финальной части заседания члены комитета удовлетворили просьбу АО «ВНИИНМ» ввести в состав комитета генерального директора компании Леонида Карпюка.

В завершении заседания глава Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России Алексей Рахманов подчеркнул: «Мы смогли убедиться, что у нас есть и КБ, способные разрабатывать, и производственные площадки, готовые создавать гражданский флот. Таким образом, при должном внимании со стороны государства и поддержке со стороны СоюзМаш России мы сумеем реализовать те планы, о которых сегодня было сказано».

Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.